Уроки "школьной риторики".
Одни люди, готовя речь, начинают с того, что открывают книги и web-сайты. Другие начинают с добывания информации из себя. Второй путь, с моей точки зрения, более экономичен по времени, так как позволяет сразу же создать каркас речи и проинспектировать, что знаешь, а что нужно еще узнать.
Предлагаю небольшое упражнение для составления речи «из себя». В одной американской семье мне зачитали высказывание, которое я с тех пор использую при подготовке собственных публичных выступлений. Это высказывание звучало примерно так: если я не могу делать великие вещи, то я точно могу делать малые вещи великим путем.
По этому принципу и построено предлагаемое упражнение.
Согласно классической риторике, для того чтобы построить достойную публичную речь нам нужно пройти путь в 5 этапов:
№1 - замысел: изобретаем содержание - ищем проблему, находим ее решение, подбираем аргументы, выдвигаем гипотезы, ставим цель.
№2 - композиция: располагаем наши мысли и их части так, чтобы публика поняла наш замысел
№3- текст речи для произнесения: подбираем наиболее подходящие слова и выражения для лучшего отражения нашего замысла
№4 - текст речи для публикации: редактируем нашу речь, представляя себе, что ее могут разместить в прессе и нам придется отвечать за свои произнесенные и непроизнесенные слова.
№5- произнесение под запись: репетируем и произносим речь, следуя установленным правилам использования мимики, жестов, интонирования, сценического движения.
Уроки "президентской" риторики.
Для привлечения внимания аудитории используйте в своей речи украшения речи, например:
Противопоставление (антитезу):
Преимущество этот метода ..., а его недостаток.....;
Замысел велик - результат плачевен и пр.
Цепь :«Мы следуем за ним, потому что доверяем ему ; мы доверяем ему, потому что знаем, что он не подведет»; «Мы говорим идет о выживании компании, о выживании, которое даст нам средства к существованию»: смысл одного звена мысли становится ясным только в связи с другими, вплоть до самого последнего.
Неожиданные обороты, создающие напряжение): «Любовь надо беречь и не тратить понапрасну - ведь ее так мало среди нас», « Я очень не хотел(а) выступать сегодня с этой темой, но ....»
Задание: опираясь на данные этапы, постройте речь (высказывание) из любого слова, которое Вам нравится, или решительно не нравится. Мне нравится слово «воздух», а не нравится - «долг».