В опросе приняли участие следующие регионы: Нижегородская область: гг. Заволжье, Павлово, Кстово; Вологодская область: г.Череповец; Ленинградская область: г. Пикалево, Сланцы; Кемеровская область: г. Гурьевск; Челябинская область: гг. Магнитогорск, Златоуст; Ростовская область: гг. Гуково, Донецк, Зверево, Новошахтинск; Новосибирская область: г. Линево.
Исследование проводилось с учетом профиля каждого отдельного моногорода. По типу городов участники разделились на прогрессивные (67%) и депрессивные (33%). Для моногородов, жизнь которых полностью зависит от работы одного, в лучшем случае нескольких предприятий, вопрос отраслевой нехватки кадров стоит остро.Только 15% опрошенных считают, что образовательная система моногорода обеспечивает потребность в персонале. Большинство же респондентов (77%) уверены, что система образования либо не в полной мере отвечает запросам рынка труда, либо вовсе не выпускает нужных предприятиям специалистов. При этом практически все эксперты сходятся во мнении, что наиболее остро стоит вопрос в больницах и поликлиниках. Там повсеместно не хватает медицинского персонала: квалифицированных врачей, медработников с высшим образованием.Еще одна ярко выраженная проблема моногородов заключается в том, что из-за отсутствия профильных учреждений высшего профессионального образования, на рынке труда нет соответствующих требованиям специалистов. Выходом в данной ситуации могут стать специальные программы градообразующих предприятий по созданию кадрового резерва: подбор заинтересованных абитуриентов, оплата обучения, стипендиальные выплаты студентам, которые, в соответствии с предварительной договоренностью, после профильного ВУЗа или ССУЗа (как правило, за пределами моногорода) будут возвращаться на предприятие.Практически во всех моногородах (85%) действует программа переподготовки специалистов.
Эксперты отмечают, что процент трудоустроенных после переподготовки претерпел значительные изменения за последний год: если до кризиса эта цифра, в зависимости от специфики моногорода, варьировалась от 70 до 90%, то после 2008 года – от 5% до 40%.
«Правительство РФ в этом году направило дополнительные средства на поддержку занятости в моногородах. Разработанные правительством программы действительно могут быть эффективны при условии, что сами кандидаты займут проактивную позицию на рынке труда. Наше исследование отчетливо продемонстрировало портрет современного жителя моногорода. Причина отсутствия возможности трудоустройства в каждом моногороде России связана, в первую очередь, с низкой активностью и отсутствием мобильности у кандидатов с одной стороны, а с другой стороны, с несоответствием спроса и предложения, когда соискатели с определенным набором компетенций не подходят под требования работодателей. Что касается предприятий в моногородах, многие из них в момент кризиса сумели оптимизировать производственные процессы, увеличить производительность труда. Если говорить о кадровой составляющей - ближайшие несколько лет должны пройти для компаний под знаком повышения эффективности бизнеса и рационального использования трудовых ресурсов» – прокомментировал Сергей Саликов, генеральный директор холдинга АНКОР.