Что такое финансовое планирование? Когда я задаю этот вопрос, часто слышу в ответ: «распределение заработанных денег», «сокращение лишних трат».
Для начала разберёмся, кто же занимается финансовым планированием в компании. Должен ли это делать Генеральный директор? Владелец? Главный бухгалтер? Финансовый директор? Или кто-то ещё?
Чтобы понять это, нужно ответить на вопрос – кто отвечает за успех деятельности любой компании?
Именно на высших руководителей обязанность возложена добиваться, чтобы компания процветала, расширялась и добивалась поставленных перед ней целей. И именно они осуществляют финансовое планирование, чтобы достичь этого.
А что же владелец? Должен ли он как-то контролировать «путь к светлому завтра», вмешиваться в «управление автомобилем»?
Конечно, контроль нужен. Но вы когда-нибудь видели, как «ответственная» жена, сидя на пассажирском сиденье, контролирует мужа, ведущего автомобиль? «Не обгоняй!». «Смотри, красный!». «Поворотник включи!» Так и хочется сказать: «Он понял, куда тебя надо привезти! Позволь ему это сделать!» Вот если муж решит свернуть в придорожный кабачок, здесь самое время вмешаться и напомнить ему о цели поездки и его обязанностях.
Примерно так же дела обстоят и в бизнесе. Обязательно нужно следить за тем, чтобы сиюминутные нужды не затмили перспектив, добиваться, чтобы организация зарабатывала больше денег, обеспечивать хорошую оплату труда сотрудников и так далее. Кто же будет это делать? Сам владелец? В маленькой компании – да. А если это акционерное общество, и владельцев десятки или сотни? Интересы собственников в области финансов полностью представляет финансовый директор. Именно он делает этот бизнес выгодным для владельцев.
Но обратите внимание, финансовый директор не руководит организацией, не вмешивается в текущее производство. Он рассматривает предлагаемый руководством финансовый план и либо одобряет его, либо отправляет на доработку, соблюдая таким образом интересы собственников.
Итак, с чего начинается финансовое планирование?
Первый шаг – планировать доход.
Поверьте, этот шаг не зря является первым. Доход необходимо планировать, а затем добиваться его получения.
Вы можете спросить – а как финансовое планирование может повлиять на будущий доход? Ведь обычно при планировании финансов занимаются распределением уже полученных денег, при чём здесь будущие доходы?
Предположим, у вас есть два подразделения. Одно из них сильное и успешное, даёт вам стабильный доход, а второе только тянет у вас деньги и никак не выходит на запланированный уровень производства. Скажите, кому из них в первую очередь вы купите новый компьютер? Очень часто новый компьютер, новая мебель, дополнительные финансы идут в слабое подразделение, в надежде, что «хоть это им поможет».
Когда вы направляете деньги в ту область компании, которая не приносит дохода, и игнорируете нужды успешных подразделений, вы просто выбрасываете деньги на ветер.
Это то же самое, что иметь два участка земли – плодородный и каменистый, бесплодный. Куда вы посеете лучшие семена, чтобы получить максимальный урожай?
«Финансовое планирование усиливает действия по маркетингу, продвижению, продажам и предоставлению тех услуг, которые принесут доход», так утверждает Л.Рон Хаббард, который является основателем эффективной технологии управления организацией.
Обратите внимание на последние слова, – КОТОРЫЕ ПРИНЕСУТ ДОХОД. Именно в этом и заключается первый шаг финансового планирования – точно знать, какие области принесут доход, и усиливать действия в этом направлении.
А как же быть с той областью, которая дохода не приносит, с «каменистым участком»?
Хороший хозяин не забросит такой участок. ПОСЛЕ ТОГО, как он позаботился о плодородном участке, он непременно выяснит, что может расти на камнях, как можно улучшить эту землю или, возможно, её нужно использовать для других целей? А может, её лучше продать, и вложить вырученные деньги во что-то более прибыльное? Не исключен и такой вариант – ваш работник просто ленится, а вам говорит, что «земля не даёт урожая».
Что ж, это и будет хорошим финансовым планированием: выяснить, почему эта «земля» не даёт дохода, что нужно сделать, чтобы она «дала урожай», и распорядиться о том, чтобы эту область привели в порядок.
Вы видите, что финансовое планирование не происходит за закрытой дверью кабинета. Вы должны знать реальное положение дел на каждом участке, в каждой области вашей компании, и иметь возможность реально влиять на ситуацию. Только в этом случае вы можете быть уверены в завтрашнем доходе, а значит и в том, что у вас будут деньги на ваши расходы. И становится совершенно очевидным, почему именно высшие руководители компании – а не владелец и не главный бухгалтер – занимаются финансовым планированием.
«Это первый шаг, поскольку перед тем, как доход может быть потрачен, он должен быть заработан» Л.Рон Хаббард.
И это только ПЕРВЫЙ шаг.
В публикации Л. Рона Хаббарда «Финансовое планирование» приведены ещё 14 шагов финансового планирования. И каждый из них может стать темой отдельной статьи.
Более подробно теория финансового планирования и его практическое применение рассматривается в последнем блоке цикла обучения «Полный контроль своего бизнеса», который ведет Мусатов Владислав Валерьевич, владелец и ведущий консультант компании «ATManagement Group».
Для начала разберёмся, кто же занимается финансовым планированием в компании. Должен ли это делать Генеральный директор? Владелец? Главный бухгалтер? Финансовый директор? Или кто-то ещё?
Чтобы понять это, нужно ответить на вопрос – кто отвечает за успех деятельности любой компании?
Именно на высших руководителей обязанность возложена добиваться, чтобы компания процветала, расширялась и добивалась поставленных перед ней целей. И именно они осуществляют финансовое планирование, чтобы достичь этого.
А что же владелец? Должен ли он как-то контролировать «путь к светлому завтра», вмешиваться в «управление автомобилем»?
Конечно, контроль нужен. Но вы когда-нибудь видели, как «ответственная» жена, сидя на пассажирском сиденье, контролирует мужа, ведущего автомобиль? «Не обгоняй!». «Смотри, красный!». «Поворотник включи!» Так и хочется сказать: «Он понял, куда тебя надо привезти! Позволь ему это сделать!» Вот если муж решит свернуть в придорожный кабачок, здесь самое время вмешаться и напомнить ему о цели поездки и его обязанностях.
Примерно так же дела обстоят и в бизнесе. Обязательно нужно следить за тем, чтобы сиюминутные нужды не затмили перспектив, добиваться, чтобы организация зарабатывала больше денег, обеспечивать хорошую оплату труда сотрудников и так далее. Кто же будет это делать? Сам владелец? В маленькой компании – да. А если это акционерное общество, и владельцев десятки или сотни? Интересы собственников в области финансов полностью представляет финансовый директор. Именно он делает этот бизнес выгодным для владельцев.
Но обратите внимание, финансовый директор не руководит организацией, не вмешивается в текущее производство. Он рассматривает предлагаемый руководством финансовый план и либо одобряет его, либо отправляет на доработку, соблюдая таким образом интересы собственников.
Итак, с чего начинается финансовое планирование?
Первый шаг – планировать доход.
Поверьте, этот шаг не зря является первым. Доход необходимо планировать, а затем добиваться его получения.
Вы можете спросить – а как финансовое планирование может повлиять на будущий доход? Ведь обычно при планировании финансов занимаются распределением уже полученных денег, при чём здесь будущие доходы?
Предположим, у вас есть два подразделения. Одно из них сильное и успешное, даёт вам стабильный доход, а второе только тянет у вас деньги и никак не выходит на запланированный уровень производства. Скажите, кому из них в первую очередь вы купите новый компьютер? Очень часто новый компьютер, новая мебель, дополнительные финансы идут в слабое подразделение, в надежде, что «хоть это им поможет».
Когда вы направляете деньги в ту область компании, которая не приносит дохода, и игнорируете нужды успешных подразделений, вы просто выбрасываете деньги на ветер.
Это то же самое, что иметь два участка земли – плодородный и каменистый, бесплодный. Куда вы посеете лучшие семена, чтобы получить максимальный урожай?
«Финансовое планирование усиливает действия по маркетингу, продвижению, продажам и предоставлению тех услуг, которые принесут доход», так утверждает Л.Рон Хаббард, который является основателем эффективной технологии управления организацией.
Обратите внимание на последние слова, – КОТОРЫЕ ПРИНЕСУТ ДОХОД. Именно в этом и заключается первый шаг финансового планирования – точно знать, какие области принесут доход, и усиливать действия в этом направлении.
А как же быть с той областью, которая дохода не приносит, с «каменистым участком»?
Хороший хозяин не забросит такой участок. ПОСЛЕ ТОГО, как он позаботился о плодородном участке, он непременно выяснит, что может расти на камнях, как можно улучшить эту землю или, возможно, её нужно использовать для других целей? А может, её лучше продать, и вложить вырученные деньги во что-то более прибыльное? Не исключен и такой вариант – ваш работник просто ленится, а вам говорит, что «земля не даёт урожая».
Что ж, это и будет хорошим финансовым планированием: выяснить, почему эта «земля» не даёт дохода, что нужно сделать, чтобы она «дала урожай», и распорядиться о том, чтобы эту область привели в порядок.
Вы видите, что финансовое планирование не происходит за закрытой дверью кабинета. Вы должны знать реальное положение дел на каждом участке, в каждой области вашей компании, и иметь возможность реально влиять на ситуацию. Только в этом случае вы можете быть уверены в завтрашнем доходе, а значит и в том, что у вас будут деньги на ваши расходы. И становится совершенно очевидным, почему именно высшие руководители компании – а не владелец и не главный бухгалтер – занимаются финансовым планированием.
«Это первый шаг, поскольку перед тем, как доход может быть потрачен, он должен быть заработан» Л.Рон Хаббард.
И это только ПЕРВЫЙ шаг.
В публикации Л. Рона Хаббарда «Финансовое планирование» приведены ещё 14 шагов финансового планирования. И каждый из них может стать темой отдельной статьи.
Более подробно теория финансового планирования и его практическое применение рассматривается в последнем блоке цикла обучения «Полный контроль своего бизнеса», который ведет Мусатов Владислав Валерьевич, владелец и ведущий консультант компании «ATManagement Group».