Стихотворный текст на семинаре по бизнес коммуникации

Тренинг студия М.Ю. Эльтермана

Стихотворный текст на семинаре по бизнес- коммуникациям.

Цель статьи - демонстрация работы со стихотворным текстом на бизнес семинаре. В данном случае семинар посвящен вопросам бизнес коммуникации.

В основе предлагаемой технологии лежат следующие положения:

  1. Предпринимательская деятельность - творческий процесс, имеющий своим результатом гармонично построенный бизнес. Под гармонией подразумевается оптимальное с точки зрения результата сочетание частностей.
  2. Существует аналогия между тем, как автор создает свое стихотворение для читателя и тем, как предприниматель создает свой бизнес для клиента. Такая аналогия позволяет взглянуть на бизнес одновременно и с точки зрения его устройства, и с точки зрения его воздействия на клиентов.
  3. Дело не только в том, что участники семинара могут получить конкретные рекомендации по заданной теме, но сам способ работы с текстом тренирует навыки мышления, необходимые для решения актуальных бизнес задач.

Технология работы заключается в том, текст последовательно комментируется. Каждый комментируемый отрывок сопровождается вопросами и рекомендациями в контексте заданной темы.

В данном случае, в качестве методической основы используется стихотворный отрывок из повести А. Пушкина «Египетские ночи».

1. Поэт идет - открыты вежды,
Но он не видит никого;

Комментарии. Открытые глаза вовсе не означают, что человек действительно кого ни будь воспринимает. Особенно, если этот человек задумался . Или наоборот, не думает ни о чем.
Вопросы: Как мы устанавливаем связь между тем, что видим и тем значением, которое увиденному придаем? Как способ приписывания значения влияет на наши решения?
Рекомендации: При общении полезно помнить, что количество объяснений тому, на что мы обратили внимание, всегда больше одного.

2. А между тем за край одежды
Прохожий дергает его...

Комментарии. Право сообщить свое мнение надо заработать. Иначе - придется дергать собеседника за край одежды, т.е. проявлять непрошенную инициативу, что заранее снижает убедительность сообщения.
Вопросы. Учитываем ли мы, вступая в беседу, представления собеседника о нас, особенно, если намереваемся высказать оценочное суждение или рекомендацию?
Рекомендации. Прежде чем давать советы или высказывать мнение, убедитесь, что вас готовы выслушать и воспринять.

3. «Скажи, зачем без цели бродишь?»

Комментарии. В основе логики - тавтология. Поэтому логические вопросы, особенно связанные с установлением причин поведения, большей частью бессмысленны.
Вопросы. Известна ли нам цель наших вопросов? Какие ясные или тайные намерения стоят за нашими «Зачем?» и «Почему?»?
Рекомендации. Каждый заданный нами вопрос должен предваряться вопросом, обращенным к самому себе.

4. «Едва достиг ты высоты,
И вот уж долу взор низводишь
И низойти стремишься ты.»

Комментарии. Тот, кто насильно овладевает нашим вниманием - и поступает с ним соответственно. Он склонен объяснять и описывать ситуацию в целом, а также наши в ней устремления. При этом, очевидно, реализуя свои собственные.
Вопросы. Как изменяются намерения наших собеседников, когда мы начинаем эти намерения им описывать? Как мы узнаем, что наши описания адекватны объекту?
Рекомендации. Не торопитесь сообщать собеседнику свое видение его намерений и стремлений, пока не убедитесь, что это лучше, чем их «молчаливое» использование.

5. «На стройный мир ты смотришь смутно»

Комментарии. Устройство мира и взгляд на него - личное дело каждого. Личное - значит неприкосновенное.
Вопросы. Как мы определяем границу своего влияния на других? Ту границу, переход которой означает войну?
Рекомендации. Демонстрируйте уважение к мировоззрению других - и рядом будут те, кто разделяет Ваше.

6. «Бесплодный жар тебя томит»

Комментарии.. И жар не тот, что надо, бесплодный какой-то и томление он вызывает ненужное, очевидно. Начав обвинять - остановиться трудно.
Вопросы. Как мы распоряжаемся нашими представлениями о том, что волнует других? Что для нас легче - вовремя остановиться в обвинениях или вообще их не начинать?
Рекомендации. Избегайте суждений о чувствах окружающих - ваш имидж от этого только выиграет.

7. «Предмет ничтожный поминутно
Тебя тревожит и манит.»

Комментарии . Довольно соблазнительно объяснить поведение человека тем, что он стремится к удовольствиям и избегает неприятностей. Поддавшись этому соблазну можно легко попасть в зависимость от собственных объяснений.
Вопросы. Отчего бывает так, что один и тот же предмет, для прочих вполне ничтожный, манит нас к себе, несмотря на связанные с ним тревоги?
Рекомендации . Избегайте слов, носящих негативный характер - они вносят излишнюю категоричность в высказывание и тем ограничивают возможности для маневра.

8. «Стремиться к небу должен гений,
Обязан истинный поэт
Для вдохновенных песнопений
Избрать возвышенный предмет».

Комментарии. Человек только сам достоин быть источником своих долженствований. «Согласно современной этике, воля, определяемая с помощью чужой воли, не является свободной, а следовательно, и волей вообще». Философская энциклопедия, ст. «Долженствование».
Вопросы. Можно ли добровольно выполнить указание? Если можно - то какой в указании смысл? Если нет - то что делать с естественным стремлением человека к свободе?
Рекомендации. Почаще вспоминайте идею Сократа об обучении как воспоминании. Создайте ситуацию, в которой сотрудник сам вспомнит, что ему надо делать. Он будет Вам признателен за эту самостоятельность.

9. - Зачем крутится ветр в овраге,
Подъемлет лист и пыль несет,
Когда корабль в недвижной влаге
Его дыханья жадно ждет?

Комментарии. Очевидное и невероятное ничем друг от друга не отличаются: все зависит от точки зрения.
Вопросы. Какое отношение к здравому смыслу имеет воля ветра?
Рекомендации. Смиритесь с тем, что большинство вопросов, связанных с поведением человека не имеют ясного ответа. Это сделает Вас свободным от излишней заорганизованности.

10. Зачем от гор и мимо башен
Летит орел, тяжел и страшен,
На чахлый пень? Спроси его.

Комментарии. Что бы ни происходило, мы от чего-то отдаляемся, проходим мимо другого, а к чему-то приближаемся. Это неизбежно, поэтому нам остается только отличить эти три вещи друг от друга.
Вопросы. Как наш внешний вид и характер влияют на наше поведение? Нравится ли нам это влияние?
Рекомендации. Не бойтесь разговаривать сами с собой о самом главном. Тогда Вы сможете разговаривать об этом с другими.

11. Зачем арапа своего
Младая любит Дездемона,
Как месяц любит ночи мглу?

Комментарии. Чувство, как и поступок, не нуждаются в аргументах и причинах, которые им подбираются всегда задним числом.
Вопросы. По каким критериям мы отличаем одного человека от другого? Что выбор этого критерия говорит о нас окружающим?
Рекомендации. Научитесь плавному переходу от осознания своей уникальности к обнаружению сходства с кем угодно. Тогда вы избежите манипулирования со стороны других, оставаясь при этом крайне убедительным.

12. Затем, что ветру и орлу
И сердцу девы нет закона ...
Таков поэт: как Аквилон,
Что хочет, то и носит он -
Орлу подобно, он летает
И, не спросясь ни у кого,
Как Дездемона, выбирает
Кумир для сердца своего.

Комментарии. Вопросы и ответы тянутся друг к другу как мужчина и женщина. И в каждом из них уже есть частица другого. В самом сложном вопросе скрыт ответ как в самом мужественном мужчине - женское начало. Каждый ответ несет в себе свой единственный вопрос, как любая женщина - образ своего мужчины.
Вопросы. Услышим ли мы вопрос, ответом на который являются наши собственные слова и поступки? Какие убеждения и предубеждения лежат за нашими технологиями?
Рекомендации. Учитывайте, имея дело с персоналом и контрагентами, что человек склонен играть в бессмысленные для прочих игры, словно ветер с листьями, готов увлечься своими иллюзиями, подобно орлу и, как Дездемона, упорно не желает отличать черного от белого. И в каждом живет Поэт.

Выводы

Чем хорош художественный текст на бизнес семинаре и тренинге

  1. Художественный текст позволяет ведущему избежать обычных тренерских штампов. И создать свои неповторимые игры, упражнения и дискуссии.
  2. Совместное обсуждение текста объединяет участников, и снимает боязнь выглядеть глупо, так как принципиально не предполагает правильного ответа.
  3. Участники, касаясь вечных тем в изложении великих умов, «поневоле» создают собственный прецедент небанального суждения, особенно, если ведущий создает соответствующий контекст восприятия.
  4. Дорогого стоит и эффект радости от того, что становится понятной непростая мысль.
  5. Участники, читая хороший текст, получают настоящее эмоциональное и интеллектуальное удовольствие, что ценится все чаще.
  6. Хорошее произведение неисчерпаемо и может служить красной нитью всего мероприятия.
  7. Оно позволяет естественным образом создать общий для всех набор структур речи, задает стиль общения, что есть основа и признак взаимопонимания.
  8. Художественный текст позволяет участникам коснуться болезненных для организации тем «по аналогии», взглянуть на свои проблемы со стороны, часто с неожиданной.
  9. Художественный текст позволяет в широком диапазоне регулировать глубину подачи материала: от незамысловатой шутки до изощренных философских идей.
  10. Участники приобретают вкус к чтению настоящей, а не только популярной литературы.
  11. Читая хорошие тексты, тренер и сам получает удовольствие и хотя бы частично застрахован от остановки в своем развитии.

В чем возможные опасности и ограничения подобного метода

  1. Тренер может слишком углубиться в некую привлекательную для него идею, что, скорее всего, сделает его неадекватным в глазах клиентов. Впрочем, он этого уже не заметит.
  2. Наоборот, тренер может считать себя способным воспользоваться любой идеей, стать всеядным. Это неизбежно приведёт к поверхностности суждений, цинизму и застою.
  3. Тренер решит, что мыслитель, подобный ему, не должен вообще заниматься бизнесом, а обязан посвятить свою жизнь науке и творчеству. Это замечательно, но на ближайшее время придется расстаться с мыслью обновить не только автомобиль, но и гардероб.
  4. Художественный текст должен, что называется «пробивать» тренера, будоражить, не давать покоя. Если этого не произойдет, то участникам будет просто скучно, а это в нашем деле - брак.
  5. Как и любой другой, этот подход предъявляет специфические требования к характеру и способу мышления тренера. У него должен быть развит художественный вкус,
  6. То же в определенной степени относится к участникам и к заказчикам. Есть немало ситуаций, способов ведения и тем тренингов, в которых размышления просто не предусмотрены.

Думается, оба списка носят открытый характер.

Рекомендованная литература:

  1. Эко Умберто. Шесть прогулок в литературных лесах. Пер. с англ. А.Глебовской.-СПб.: «Симпозиум», 2002
  2. Витгенштейн Людвиг. Философские исследования // Витгенштейн Л. Философские работы. Т.1.М.:Гнозис, 1994.
  3. Хёйзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. Пер. с нидерл. -М.:Изд. Группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992.- 464с.
  4. Юнг К.Г. Дух в человеке, искусстве и литературе /К.Г.Юнг .Научн .ред .перевода В.А. Поликарпова.-Мн.:ООО «Харвест», 2003.-384 с.
  5. Пушкин А.С. Египетские ночи /Пушкин А.С. ПСС в 10 т Т6.-Л.:Наука, 1978
commentСвязаться с компанией comment