local_libraryПрограмма обучения
ДИАГНОСТИКАЦель: Анализ состояния голосовой, дыхательной и слуховой систем, выявление основных проблем работы голосового аппарата в процессе коммуникации. Диагностика включает в себя:
- слуховую оценку основных характеристик голоса и дыхания;
- самоанализ (быстрая утомляемость голоса, охриплость, сухость, першение, ощущение «комка» в горле, резкие перепады в речи, монотонность, недостаточная сила звучания, огрубление, чрезмерно высокий или низкий тон, носовой призвук, нехватка дыхания в конце фраз).
Цель: Формирование осанки: «устойчивость в осанке - устойчивость в обществе», знакомство с понятием «эстетика движений».
Содержание: Человеческая личность и ее самовыражение средствами невербальной коммуникации. Внешность, манеры, поза, жесты и успешность в общении. Правильная осанка как способ моделирования и демонстрации психической, поведенческой, социальной устойчивости и уверенности.
СВОБОДНЫЙ ГОЛОС
Цель: Постановка дыхания и расширение динамического диапазона голоса.
Содержание: Свободное дыхание - свобода мышления и речи. Дыхание как основа природного голоса. Контролируемое и бессознательное дыхание. Стрессовые ситуации и голос. Когда мы теряем голос? Самомассаж в системе работы по улучшению звучания голоса (дыхательный, резонаторный, артикуляционный, точечный).
Профилактика нарушений работы голосового аппарата. Снятие перенапряжения мышц шеи и плечевого пояса, приведение в тонус дыхательных и голосовых мышц.
ГОЛОСОВОЙ КАНАЛ И МИМИКА
Цель: Улучшение тембральных качеств звучания, увеличение звуковысотного диапазона. Выработка умений произвольного напряжения и расслабления мышц голосового аппарата и мимических мышц лица. Преодоление укоренившихся недостатков речи в общении.
Содержание: Напряжения - зажимы - преграды - «психологические кляпы». Открытость к жизни, людям, самому себе - отношения с жизнью, миром, самим собой. Основные качества звучания: звонкость, полётность, объём. Строение голосового аппарата. Упражнения на осознание процессов звукообразования, особенностей голосового пути, формирование «чувства открытости» с применением твердой, мягкой и придыхательной атак звука, улучшение акустических характеристик голоса. Звукоподражание.
АРТИКУЛЯЦИЯ И ЭНЕРГИЯ ЗВУКА
Цель: Освоение артикуляционного аппарата, обретение баланса гласных и согласных звуков, развитие звучного и выразительного голоса. Формирование внутреннего желания и готовности к общению с окружающим миром.
Содержание: Пластика согласных звуков. Мелодико-интонационная сторона речи. Высота и выразительность. Многотональность голоса. Изменение высоты звучания: переход и плавное скольжение. Мелодический рисунок речи. Последовательность размещения звукосочетаний в разных частях тела при передвижении голоса по диапазону. Мужественная и женственная речь, гармония мужского и женского начала.
Аэробика гласных и согласных звуков, звукопроизношение в движении (звукосочетания, скороговорки).
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ГОЛОСА
Цель: Обогащение эмоционального словаря, развитие эмоциональной чувствительности, овладение эмоциональной окраской голоса для установления доверительных взаимоотношений.
Содержание: Управление голосом в речи как осознанный творческий процесс. Голос как инструмент выражения чувств, мыслей, состояния и настроения. Кто ясно мыслит, тот ясно говорит. Обратная связь. Доступность и осмысленность, эмоциональность и интеллектуальность в речи. Недостатки интонирования (монотонность, чрезмерно высокий или низкий тон, однообразные интонационные обороты, отсутствие акцентов) и затруднения в коммуникации. Тембр и его роль в передаче чувств.
Проведение повторной диагностики.
Рекомендации для самостоятельной работы по совершенствованию акустических характеристик голоса и формированию коммуникативных умений.