Обычно, говоря о системе управления, мы имеем ввиду совокупность восьми функций управления или цикл управления. К функциям управления относятся: бизнес-идеология, постановка целей, планирование, организация исполнения (структуризация), контроль, анализ, принятие управленческих решений, корректировка деятельности.
Основная цель функций управления – обеспечить целенаправленное движение организации к желаемому состоянию.
Безусловно, все эти функции очень важны, однако на различных стадиях жизненного цикла, значимость каждой из них меняется. Именно поэтому, важнейшим элементом диагностики эффективности системы управления является определение стадии жизненного цикла организации и понимание, насколько на данной стадии выражены необходимые функции управления. Это не является простым делом, на мой взгляд, по двум причинам: первая – существует несколько взглядов на стадийность развития организации, вторая – большое количество параметров, которые необходимо анализировать при определении стадии жизненного цикла.
Наиболее известная для нас классическая модель жизненного цикла выглядит следующим образом: зарождение – рост – зрелость - упадок. Классическая модель позволяет выявить стадию жизненного цикла, анализируя динамику таких показателей как объем продаж, прибыль, себестоимость.
Интересным является подход к жизненному циклу компании профессора Гарвардской школы бизнеса Ларри Грейнера.
Грейнер выделил пять эволюционных этапов развития на жизненном пути организации, называя их «стадиями роста». Кроме того, автор выделяет кризисы каждой стадии, позволяющие, при их успешном разрешении, перейти на новый этап.
Стадия 1. Креативность и кризис лидерства.
Стадия 2. Директивное руководство и кризис автономии.
Стадия 3. Делегирование и кризис контроля
Стадия 4. Координация и кризис волокиты.
Стадия 5. Сотрудничество и кризис ?.
Весьма серьезным шагом в развитии модели жизненного цикла организации стали работы Ицхака Адизеса. Основные постулаты теории Адизеса состоят в следующем.
· Развитие организации подобно эволюции живого организма.
· На любой стадии развития у организации имеются проблемы. Они делятся на нормальные и аномальные болезни.
Адизес рассматривает 10 стадий жизненного цикла организации:
1. Выхаживание.
2. Младенчество
3. Детство («давай-давай»).
4. Юность.
5. Расцвет.
6. Стабилизация.
7. Аристократизм.
8. Ранняя бюрократизация.
9. Поздняя бюрократизация.
10. Смерть.
Важно заметить ряд моментов:
1) Прежде всего, состояние реальной организации редко можно отнести к какому-то одному, «чистому» этапу. Обычно налицо оказываются признаки сразу нескольких этапов, и приходится решать, какой из них представлен в большей степени.
2) В крупных и сложных организациях разные их части могут находиться на разных этапах жизненного цикла.
Комбинация моделей жизненного цикла
Различия между моделями жизненного цикла следует рассматривать как возможность интеграции для более полного описания процесса развития организации.
Классическая
модель
Модель
Ларри Грейнера
Модель
Ицхака Адизеса
ЗАРОЖДЕНИЕ
1. Выхаживание.
1. Креативность и кризис лидерства.
2.Младенчество
РОСТ
2. Директивное руководство и кризис автономии.
3. Детство («давай-давай»).
3. Делегирование и кризис контроля
4. Юность.
ЗРЕЛОСТЬ
4. Координация и кризис волокиты.
5. Расцвет.
5. Сотрудничество и
кризис ?.
6. Стабилизация.
УПАДОК
7. Аристократизм.
8. Ранняя бюрократизация.
9. Поздняя бюрократизация.
10. Смерть.
Таким образом, анализируя динамику показателей классической модели жизненного цикла, а также кризисы организации (как пройденные, так и имеющиеся), возможно достаточно точно определить этап развития организации.
Возвращаясь к системе управления, на каждой стадии жизненного цикла целесообразно обратить особое внимание на следующие функции управления
Классическая модель
Функции управления
ЗАРОЖДЕНИЕ
Бизнес-идеология
Целеполагание
РОСТ
Планирование
Структуризация исполнения
Контроль
ЗРЕЛОСТЬ
Целеполагание
Планирование
Контроль
Анализ
Корректировка
УПАДОК
Анализ
Принятие управленческих решений
Корректировка
Список рекомендованной литературы:
1. Ицхак Калдерон Адизес. Как преодолеть кризисы менеджмента. Диагностика и решение управленческих проблем. Издательства: Альпина Бизнес Букс, Альпина Паблишерз, 2007 г.
2. Ицхак К. Адизес. Управление жизненным циклом корпорации. Издательство: Питер, 2008 г.
3. Филонович С. Р. Использование моделей жизненного цикла организации в процессе организационной диагностики. Интернет-ресурсы
4. Кушелевич Е.И., Филонович С.Р. Модели жизненных циклов организаций. В кн.: Менеджмент: век XX – век XXI. – М.: Экономистъ, 2004.
5. Друкер П. Практика менеджмента. – М.: Вильямс, 2000.