Человеческая коммуникация – это многогранный процесс, в основе которого находится сообщение и вложенное отправителем определенное содержание. По мере продвижения информация воздействует на людей. В процессе коммуникации возникает множество коллизий в достижении взаимопонимания между источником сообщения и его адресатом, поскольку в каналах информации имеются не только так называемые помехи и шумы, но и сильное влияние воздействующих факторов – отношений людей друг с другом.
Контекст — это физическое, социальное, историческое, психологическое и культурное окружение, в котором проходит процесс коммуникации.
Физический контекст коммуникационного события включает его местоположение, условия окружающей среды (температуру, освещение, уровень шума), физическое расстояние между участниками и время суток.
Социальный контекст включает в себя цель коммуникации и уже существующие взаимоотношения между участниками.
Исторический контекст включает в себя связи, сформировавшиеся между участниками в предыдущих коммуникационных эпизодах и влияющие на понимание в текущей ситуации.
Психологический контекст включает в себя настроения и чувства, которые каждый из собеседников привносит в общение.
Культурный контекст включает в себя убеждения, ценности, отношения, социальную иерархию, религию, роли групп и понятие времени.
Обратная связь — это реакция на сообщение. Обратная связь указывает человеку, передавшему сообщение, было ли получено сообщение, и если да, то, как оно было услышано, увидено, понято. Если вербальная или невербальная реакция указывает отправителю на то, что подразумеваемое значение не было услышано, то инициатор может попытаться другим способом закодировать сообщение, особо подчеркнув при этом свое понимание передаваемого значения. Это перекодированное сообщение тоже является обратной связью, так как отвечает на реакцию получателя. В любом коммуникационном процессе — межличностном, происходящем в маленькой группе, при публичном выступлении — мы пытаемся вызвать максимально возможную в данной ситуации обратную связь.