Активное изучение эмоционального интеллекта продолжается несколько последних десятилетий. Очевидно, что тема эта интересна, причем не только с фундаментальной и теоретической точек зрения, но и с практической: на данный момент активно развиваются прикладные направления в исследовании эмоционального интеллекта. Полученные результаты используют, помимо прочего, и в решении вопросов, связанных с профессиональной деятельностью. Попробуем и мы разобраться, каким образом и в какой степени наличие и степень развития эмоционального интеллекта определяют успешность нашей трудовой деятельности.
Что такое эмоциональный интеллект?
Д.Гоулман определяет его следующим образом: «эмоциональный интеллект: такие способности, как способность выработать для себя мотивацию и настойчиво стремиться к достижению цели, несмотря на провалы, сдерживать порывы и откладывать получение удовлетворения, контролировать свои настроения и не давать страданию лишить себя способности думать, сопереживать и надеяться».
Структура эмоционального интеллекта представлена двумя главными компонентами (компетенциями) – личной и социальной (Схема 1).
Схема 1