ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ – ПРАВИЛА ИГРЫ

Воронежский Центр Тренинга

Активное изучение эмоционального интеллекта продолжается несколько последних десятилетий. Очевидно, что тема эта интересна, причем не только с фундаментальной и теоретической точек зрения, но и с практической: на данный момент активно развиваются прикладные направления в исследовании эмоционального интеллекта. Полученные результаты используют, помимо прочего, и в решении вопросов, связанных с профессиональной деятельностью. Попробуем и мы разобраться, каким образом и в какой степени наличие и степень развития эмоционального интеллекта определяют успешность нашей трудовой деятельности.

Что такое эмоциональный интеллект?

Д.Гоулман определяет его следующим образом: «эмоциональный интеллект: такие способности, как способность выработать для себя мотивацию и настойчиво стремиться к достижению цели, несмотря на провалы, сдерживать порывы и откладывать получение удовлетворения, контролировать свои настроения и не давать страданию лишить себя способности думать, сопереживать и надеяться».

Структура эмоционального интеллекта представлена двумя главными компонентами (компетенциями) – личной и социальной (Схема 1).

 

Схема 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Личная компетентность – это объединение двух составляющих: самосознания и управления собой. Они фокусируются в большей степени лично на человеке, чем на его взаимодействии с другими людьми. Самосознание заключается в способности человека точно различать свои эмоции в данный момент и осознавать свои стремления. Оно включает в себя сохранение контроля над типичными реакциями на конкретные события, сложные задачи и даже людей. Управление собой – это умение пользоваться сознанием своих эмоций для сохранения гибкости и управления своим поведением с пользой для себя.

Социальная компетентность – это способность понимать других людей (социальная осведомленность) и управлять развитием отношений. Социальная осведомленность – это способность «считывать» эмоции других людей и понимать, что с ними происходит на самом деле. Часто это подразумевает восприятие того, что думает и чувствует партнер по общению, даже если сам человек не чувствует того же самого. Способность налаживать отношения – это произведение вышеперечисленных составляющих эмоционального интеллекта: самосознания, умения управлять собой и социальной осведомленности. Это способность человека пользоваться осознанием как его собственных эмоций, так и эмоций других людей, чтобы успешно участвовать во взаимодействии.

Очевидно, что приведенные выше компетенции необходимы для успеха в профессии. Причем, на практике они встречаются вместе настолько часто, что при проведении анализа их по отдельности не рассматривают. В то же время, можно предположить, что, зависимости от должности, которую занимает сотрудник, эмоциональный интеллект будет востребован в различной степени. Чтобы подтвердить (или опровергнуть) эту гипотезу, мы взяли должностную инструкцию  менеджера по продажам, и изучили ее, выделяя те функциональные обязанности, выполнение которых подразумевает наличие и развитость эмоционального интеллекта (той или иной его грани). Для сравнения мы также изучили должностные обязанности оператора по приему заявок и педагога – психолога. Полученные результаты представлены в Схеме 2.

Из анализа должностных инструкций также видно, что развитый эмоциональный интеллект преимущественно требуется для выполнения «коммуникативных» обязанностей (например, переговоры менеджера по продажам с клиентом или беседа педагога – психолога с ребенком). Таким образом, мы можем заключить, что в профессиональной деятельности работника более востребована социальная составляющая эмоционального интеллекта. Однако личная эмоциональная компетентность также востребована, преимущественно во взаимодействии с коллегами, подчиненными, руководством. Развитый эмоциональный интеллект позволяет не только эффективно и продуктивно общаться, но и корректно разрешать конфликтные ситуации.

 

Подобно тому, как отдельный человек имеет навыки эмоционального интеллекта, так и группа людей, работающих в команде, обладает коллективным эмоциональным интеллектом. Последний включает в себя эмоциональное осознание, управление эмоциями, управление внутренними отношениями и управление внешними отношениями. Участники команд с развитым эмоциональным интеллектом проявляют конструктивный подход к разрешению тревожных ситуаций (какой бы причиной – внешней или внутренней – они не были бы вызваны), оказывая друг на друга положительное влияние. Они добиваются лучших результатов и испытывают удовлетворение от совместной работы. Групповой эмоциональный интеллект главный упор делает на административных талантах: умении управлять эмоциями членов команды и их взаимоотношениями, а также отношениями, которые складываются у команды с другими людьми и группами.

Таким образом, эмоциональный интеллект помогает нам быть более успешными. Развивая его, мы можем повысить свою профессиональную эффективность, выстроить комфортные и продуктивные отношения с другими сотрудниками, а также создать или стать участником команды, которая будет показывать высокие результаты своей работы.

 

Литература:

1.                 Бредберри Т. Эмоциональный интеллект: Самое важное / Тревис Бредберри, Джин Гривз; пер. с англ А.П.Исаевой. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008. – 187 с.

2.                 Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2008. – 496 с.

3.                 Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А.П.Исаевой. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА ХРАНИТЕЛЬ, 2008. – 478 с.

Интернет

www.hr-portal.ru

www.syntone.ru


commentСвязаться с компанией comment